Родительское собрание

08.04.2023
Сегодня как никогда ранее становится очевидным, что очень многое в жизни человека и всей страны зависит от образования, так как оно формирует личность человека, его мировоззрение, его жизненные установки и ценности. В чем цель, смысл системы школьного образования? Дать базовые знания по всем предметам, которые помогут успешно самореализоваться в жизни, в профессии. Такой подход продолжает традиции системы советского образования, создает основу для формирования преемственности поколений, является базой для развития единого образовательного пространства нашей страны. Сегодня основными векторами развития системы образования в нашей стране являются: 1. Создание единого образовательного пространства, и это, прежде всего федеральные образовательные программы и федеральные государственные образовательные стандарты, которые являются нормативной основой работы для каждой школы и учителя. В целях обеспечения единства суверенного образовательного пространства Российской Федерации Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» введены единые федеральные основные общеобразовательные программы (далее ФООП) для Российской Федерации, которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения России. Это означает, что каждый учитель во всех школах страны с 1 сентября 2023 года будет работать по ФООП, которые будут реализовываться с 1 по 11 классы. Важно отметить, что общеобразовательные организации согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (среднее общее образование). Работа по включению в ФООП федеральных рабочих программ по остальным учебным предметам, являющимся обязательными для изучения в соответствии с требованиями ФГОС, будет завершена до 1 июня 2023 года. 2. Единые линейки учебников, также разрабатываются на федеральном уровне. Приказом Министерством просвещения РФ № 858 от 21.09.2022 г. утвержден федеральный перечень учебников (далее ФПУ). В перечень вошли учебники, которые прошли государственную экспертизу и допущены к использованию для реализации образовательных программ. Сегодня каждый учебник проходит тщательную проверку. В новом ФПУ значительно сократили количество линеек учебников. Для большинства предметов в списке изданий, допущенных к использованию в российских школах, остался один учебник по предмету. В обновленный ФПУ включены и действующие учебники, по которым работают учителя школ. По ним можно продолжать обучение в рамках реализации образовательных программ. Переход на единые линейки учебников в школах региона будет постепенным. 3. Единое воспитательное пространство, общая для всех школ программа воспитания. Сегодня Россия отстаивает традиционные ценности, которые формируют человека. Для формирования базовых ценностных ориентаций детей с 2022-2023 учебного года еженедельно проводятся уроки «Разговоры о важном». Поднятие флага и исполнение государственного гимна – теперь еженедельное событие во всех школах Российской Федерации и нашего региона. 12 августа 2022 года Министерством просвещения были внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный 17 мая 2012 года (далее – обновленный ФГОС СОО). С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10 классов российских школ переходят на обновленный ФГОС СОО. Сегодня на родительском собрании ставим следующие задачи: - разъяснить особенности обновленного федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), - обсудить вопросы по введению обновленного ФГОС СОО в образовательный процесс нашей школы в 2023-2024 учебном году. Обращаем ваше внимание, что обновленный ФГОС СОО не имеет принципиальных отличий от действующего в настоящее время ФГОС СОО 2012 года. Во-первых: Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленным ФГОС СОО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий учителей на создание условий, инициирующих активную деятельность обучающихся на уроках. Во-вторых: В обновленном ФГОС СОО сохраняется привычная для школ и учителей структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов. Родители по-прежнему смогут принимать участие в формировании вариативной части основной образовательной программы среднего общего образования школы, т.е. выбирать с учетом мнения ребенка факультативные и элективные учебные курсы, предлагаемые школой, а также учебные модули, обеспечивающие различные образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Так же в целях обеспечения индивидуальных потребностей, интересов учеников, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы вариативная часть образовательной программы среднего общего образования включает курсы внеурочной деятельности. В-третьих: Структура требований к результатам реализации основной образовательной программы среднего общего образования также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам. В обновленном ФГОС СОО остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов; усиливаются аспекты применения знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, отражающих еще один значимый образовательный результат – функциональную грамотность школьников. В-четвертых: государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) будет проходить в привычной форме Единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ). Основные изменения обновленного ФГОС СОО-2022 года Основные изменения обновленного ФГОС СОО связаны с детализацией требований к результатам (личностным, метапредметным и предметным) и условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования ко всем учебным предметам с 10 по 11 классы, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Требования к предметным результатам обучения систематизированы для изучения каждого учебного предмета и дают четкие ориентиры в соответствии с ФООП, единые подходы для оценки качества образования учителем при освоении учебной программы в каждом классе и проведении государственной итоговой аттестации в 11-м классе. Изменения коснулись списка обязательных учебных предметов. Теперь их 13 (раньше было 11). Из перечня обязательных учебных предметов исключили такие предметы, как «Право», «Россия в мире», «Экономика», «Астрономия», «Естествознание» и «Экология». Теперь это темы в содержании учебных предметов «Физика», «Обществознание», «Биология» По учебному предмету «Математика» (для базового и углубленного уровня) включен обязательный курс по выбору «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Профильное обучение. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения: естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального. В учебный план каждого профиля включены обязательные для изучения 13 учебных предметов («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности»). Обучающиеся в 10-11 классах осваивают не менее 2 учебных предметов учебного плана на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем, остальные предметы учебного плана осваиваются на базовом уровне. Базовый уровень определяет минимум содержания среднего общего образования, изучение которого гарантирует государство, построенного в логике изучения каждого учебного предмета. Он обязателен при изучении любой предметной области, входящей в учебный план на уровне СОО. Предметные результаты освоения ФООП СОО для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым уровнем, освоения основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих учебному предмету. Углубленный уровень изучения возможен по предметам «Литература», «Иностранный язык», «История», «Обществознание», «География», «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» в зависимости от выбранного профиля обучения. При реализации образовательной программы в 10-11 -х классах в школе для учеников будут созданы условия, обеспечивающие возможность развития функциональной грамотности (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий. Уточнено количество учебных занятий (за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю). Изучение родного языка и родной литературы осуществляется по заявлениям обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. Второй иностранный язык перестал быть обязательным. Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в указанной организации необходимых условий. В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, элективные курсы, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с избранным в общеобразовательной организации профилем обучения и интересами обучающихся. В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта. Таким образом, обновленный ФГОС СОО дает возможность создания и реализации благоприятных условий для обучения школьников, деятельности учителя и позволяет улучшить взаимодействие родителей, педагогов и детей. Единое учебное содержание, точные и конкретно сформулированные образовательные результаты направлены на обеспечение качественного образования, формирование единого образовательного пространства нашего региона и страны в целом.